Повышение квалификации

Программа повышения квалификации

"Базовый курс Позитивной Динамической Психотерапии"

 

Запись в группу: pdpedu@yandex.ru

Информация по телефону: +7 (905) 226 74 34

Цель и задачи программы

 

Программа предназначена для лиц, имеющих высшее (бакалавриат, специалитет или магистратура) образование. Цель программы углубление специализированных знаний и приобретение новых практических компетенций в сфере психологического консультирования и психотерапии.

Задачи обучения:

  1. Сформировать навыки и компетенции, позволяющие совершенствовать профессиональную самоподготовку позитивного динамического психотерапевта, обладающего системным мышлением, хорошо ориентирующегося в вопросах психологии отношений и позитивной динамической психотерапии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.

  2. Формировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний,  умений, позволяющих позитивному динамическому психотерапевту эффективно выявлять и анализировать информацию о потребностях клиента с помощью интервью, анамнестического (биографического) метода и других психодиагностических методов.

  3. Начать подготовку специалиста, умеющего эффективно взаимодействовать с клиентом с учетом клинико-психологических и социально-психологических аспектов взаимодействия.

Трудоемкость обучения 

Трудоемкость обучения – 144 ак.часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

Формат обучения и даты ближайших семинаров

Вечерняя он-лайн программа с 5 октября по 25 декабря 2020 года по понедельникам и четвергам с 18-30 до 21-30 по Московскому времени: нормативный срок освоения программы – 3 месяца , в рамках обучения состоится 24 он-лайн семинара по 4 акад. часа (96 акад. часов),  48 акад.часов - самоподготовка.

Наименование и содержание учебных дисциплин

 

 «Методология и история психотерапии»

(32 часа, в том числе лекции – 16 ак.ч., практика – 0 ак.ч., самостоятельная работа –16 ак.ч.)

  1. Основные термины: психотерапевтические направления и кусты психотерапий; метод психотерапии; психотерапевтическая методика; прием; форма психотерапии; жанр психотерапии.

  2. История психотерапии: античная и ведическая психотерапия, средневековая арабская психотерапия и европейская психотерапия в эпоху Возрождения. европейская психотерапия XVIII–XIX вв., клинический гипноз, зарубежная психотерапия в ХХ веке (психодинамическое направление, когнитивно-поведенческое направление, экзистенциально-гуманистическое направление).

  3. История Петербургской школы психотерапии и метода Позитивной Динамической Психотерапии.

  4. История позитивного подхода в психотерапии (В.М. Бехтерев, И.И. Мечников, А.И. Яроцкий, Дж. Марциновский, В. Франкл, Н. Пезешкиан, М. Селигман, М. Чиксентмихайи).

  5. Экзистенциальные аспекты психотерапии в философии М. Хайдеггера и С.Л. Франка; экзистенциалы «Positum» и «Dasein».

  6. Определение и особенности Позитивной Динамической Психотерапии.

  7. Принципы Позитивной Динамической Психотерапии.

  8. Фактор времени в Позитивной Динамической Психотерапии: прошлое, настоящее, будущее.

  9. Правила сеттинга: пространственно-временные параметры психотерапевтического процесса: время, место, оплата. Мета-навыки психотерапевта. Заключение психотерапевтического контракта и построение психотерапевтического  альянса. Критерии эффективности психотерапии. 

  10. История теории стресса: понятие стресс в работах Глинна, Кеннона, Селье; адаптационный синдром Селье; концепция адаптационной энергии, закон Голдстоуна; концепция психологических защит; трансактная теория Кокса-Маккея; патогенез и салютогенез А. Антоновского.

Новый подход к классификации методов психотерапии по Слабинскому-Воищевой

 «Теория личности и конфликтогенеза в позитивной динамической психотерапии»

(64 часа, в том числе лекции – 22 ак.ч., практика – 22 ак.ч., самостоятельная работа –16 ак.ч.)

  1. Введение в теорию личности в Позитивной Динамической Психотерапии: уровневая теория личности А.Ф. Лазурского как функционально-динамическое измерение личности (учение об эндо- и экзопсихике, типология личностей по Лазурскому, критерии повышения уровня жизненного функционирования); система отношений В.Н. Мясищева как структурно-содержательное измерение личности (концепция «отношение» в работах А.Ф. Лазурского и С.Л. Франка, характеристики «отношения» в работах В.Н. Мясищева).

  2. Психотерапевтический диагноз как фиксация нарушений в кластерах отношений.

  3. Интегративная теория личности Слабинского-Воищевой в позитивной динамической психотерапии, интеграция в уровневую теорию А.Ф. Лазурского идей российских и зарубежных психологов (этические императивы С.Л. Франка, теория мотивации В.Ф. Чижа, концепция «локусов времени» Ф. Зимбардо).

  4. Концепция реактивного, активного, проактивного совладающего поведения В.Ю. Слабинского и Н.М. Воищевой.

  5. Структурная топика кластеров отношений по Слабинскому-Воищевой

  6. Интеграция в психологию отношений структурных моделей

  • Модель Гармонии, описывающая отношение к миру вещей и явлений;

  • Модель Идентификации, описывающая отношений к себе;

  • Модель Характера, описывающая взаимоотношения со значимым другим.

  1.  Конфликтогенез в психологии отношений

6.1. Актуальный конфликт в кластере отношение к миру вещей и явлений

  • Влияние макро- и микро-травм, семейных установок на формирование психосоматических расстройств.

  • Стратегии структурации времени по Э. Берну.

  • Структурация времени в контексте Актуального конфликта.

  • Жизненный сценарий и Актуальный жизненный стиль.

6.2. Базовый конфликт в кластере отношение к себе

  • Теория развития Юнга-Нойманна.

  • Теория личности Делёза-Гваттари.

  • Структура сферы Я – женский и мужской архетипы.

  • Неадекватная самооценка и отношение к себе как фактор кризиса идентичности и формирования множественной личности.

  • Влияние самооценки на Ты-отношения.

  • Феномен психологических границ и ролевой иерархии в группах принадлежности (сфера Мы).

  • Теория мотивации: экзистенциальные страхи и мечты.

  • Методика «Герб семьи» как инструмент диагностики и коррекции сферы Пра-Мы.

  • Проективная арт-терапевтическая методика «Архетипические раскраски».

  • Методика анализа базового конфликта «Базовые расстановки».

6.3. Ключевой конфликт в кластере взаимоотношений со значимым другим.

  • Понятие психической (адаптационной) энергии в психотерапии: психоанализ З.Фрейда и патогенетическая психотерапия В.Н. Мясищева.

  • Нарушение баланса Любви и Интереса как фактор формирования Ключевого конфликта: эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты.

  • Теория Ключевого конфликта и конфликтогенеза в Позитивной Динамической Психотерапии.

  • Характер как адаптационная матрица.

  • Ядро русского женского и мужского характеров.

  • Проблема переноса и контр-переноса в психотерапии: особенности взаимоотношений психотерапевта и клиента через призму сшибки характеров по В.Н. Мясищеву.

  • Использование приемов многоуровневой коммуникации (метафор, фольклора, юмора) в  Позитивной Динамической Психотерапии.

Транскультуральный подход в психотерапии.

 «Психолингвистика, символический анализ и анализ сновидений»

(48 часов, в том числе лекции – 16 ак.ч., практика – 16 ак.ч., самостоятельная работа –16 ак.ч.)

1. Психолингвистика в психотерапии

1.1. История психолингвистики. Методы психолингвистики. Объект и предмет психолингвистики.

1.2. Структурализм Де Соссюра в лингвистике и структурализм Мясищева в психологии. «Цепочка Де Соссюра»: означаемое, означающее, знак (символ) как алгоритм взаимоотношения внешней и внутренней реальностей в контексте гносеологии Платона.

1.3. Структурализм Лакана: привнесение психолингвистики в психоанализ. Локализация бессознательного.

1.4. Постмодернизм. Деконструкция Дерриды, Семиотика Барта, Логика смысла Делеза.

2. Проблема бессознательного в психологии отношений

2.1. Структурный подход к бессознательному Мясищева

2.2. Децентрация и глубинность бессознательного в психологии отношений: Мясищев, Дюран, Кристева.

3. Авторская концепция бессознательной компоненты отношений В.Ю. Слабинского

4. Мифоанализ Ж. Дюрана

4.1. Развитие идей Ухтомского и Бехтерева в концепции мифоанализа Дюрана;

4.2. Группы мифов и режимы бессознательного по Дюрану

5. История символизма. Вклад русских символистов в психологию и психотерапию.

6. Появление, развитие и функции символов. Правила анализа сложных символов. Понятие «символическая система»: проблема валидности символических интерпретаций. Герменевтическая ловушка как психотерапевтическая реальность.

7. Проективный тест отношений как инструмент работы с символическим материалом бессознательного.

8. Символический анализ модели Гармонии.

9. Психологические коды сказок: пути инициации Герды и Снежной королевы.

10. Составление плана тренингов личностного роста с учетом транскультуральных особенностей, целей заказчика и задач участников.

11. Концепция структурных архетипов.

12. Символическое измерение Уровневой теории личности А.Ф. Лазурского. Символические миры Nigredo, Albedo, Rubedo (К.Г. Юнг). Символический мир Inferno (А. Данте, И.А. Ефремов).  Символический мир Amber.

13. История работы с материалом сновидений.

13.1. Толкование сновидений в античности: Гомер, Платон, Антифонт Афинский, Аристандр Телмесский, Артемидор из Лидии. Альтернативный подход к материалу сновидений Аристотеля.

13.2. Концепция бессознательного и анализ сновидений в психологии ХIX века в работах Фортлаге, Шуберта, Гартмана, Гурвича, Штрюмпеля, Фолькмана, Вундта.

13.3. Подходы к анализу сновидений Фрейда и Ломброзо. Анализ сновидений в аналитической психологии Юнга, гештальт-психотерапии, экзистенциальной психологии Хайдеггера.

13.4. Работа с материалом сновидений в работах русских психологов Грота, Погодина, Романова, Чижа, Манасеиной, Лазурского.

14. Анализ сновидений в позитивной динамической психотерапии (авторский подход В.Ю. Слабинского).

Стоимость участия: при оплате до 25 сентября 45.000 рублей, после 25 сентября 50.000 рублей.