Повышение квалификации

Программа повышения квалификации

"Клиническая Позитивная Динамическая Психотерапия"

 

Запись в группу: pdpedu@yandex.ru

Информация по телефону: +7 (905) 226 74 34

Цель и задачи программы

 

Программа предназначена для лиц, имеющих высшее (бакалавриат, специалитет или магистратура) образование. Цель программы углубление специализированных знаний и приобретение новых практических компетенций в сфере психотерапии и психологического консультирования.

Задачи обучения:

1. Подготовить к самостоятельной профессиональной деятельности психотерапевта (психолога-консультанта), умеющего составлять дизайн психотерапии и психологического консультирования, способного успешно решать профессиональные задачи в сфере психотерапии неврозов, психозов, зависимостей, острых стрессовых и посттравматических расстройств и др.

2. Подготовить специалиста, умеющего эффективно взаимодействовать с пациентом (или клиентом) с учетом клинико-психологических и социально-психологических аспектов взаимодействия.

3. Подготовить специалиста, владеющего методологией и конкретными методами психологической диагностики и психологического вмешательства, как в клинике, так и в консультативной практике.

Трудоемкость обучения 

Трудоемкость обучения – 144 ак.часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

Формат обучения и даты ближайших семинаров

Ближайший модуль начнется в сентябре 2022 года.

Наименование и содержание учебных дисциплин

 

 «Психиатрическая пропедевтика и психотерапия психозов»

(24 часа, в том числе лекции лекции – 10 ак.ч., практика – 6 ак.ч., самостоятельная работа –8 ак.ч.)

  1. История развития научных представлений о психозах. Классификация психозов: эндогенные, реактивные, сенильные.

  2. Методологические проблемы изучения личности. Изучение личности в ходе психиатрического исследования. Типология нарушений мышления: нарушение содержания мышления: навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. Нарушение формы мышления: снижение и искажение процессов обобщения, нарушение темпа, подвижности, целенаправленности.

  3. Бредовые идеи, определение. Критерии бреда. Типология бредовых идей: по структуре и по содержанию Нарушение мышления по форме. Снижение и искажение процессов обобщения. Нарушение темпа мышления: ускорение и замедление. Нарушение подвижности мышления: детализация, обстоятельность, вязкость. Нарушение целенаправленности мышления: витиеватость, резонерство, соскальзывание, разноплановость, аморфность, разорванность.

  4. Классификация бреда: паранойяльный, параноидный, парафренный синдромы. Классификации психических расстройств.

  5. Шизофрения, этиология, патогенез, клиника. Патопсихологический синдром шизофрении. Нарушения эмоционально-волевой сферы, мышления, личности. Методы исследования.

  6. Психотерапия психозов.  Опыт психотерапии шизофрении по Витакеру. Динамическая психиатрия Аммона. Опыт групповой психотерапии шизофрении. Семейная психотерапия шизофрении по Зайцеву. Психотерапия первого психотического эпизода по Розбергу. Позитивная динамическая психотерапия психозов.

  7. Основы фармакотерпии психозов.

 «Психотерапия неврозов и панических атак»

(48 часов, в том числе лекции – 16 ак.ч., практика – 16 ак.ч., самостоятельная работа –16 ак.ч)

  1. История развития научных представлений о неврозах: Шарко, Фрейд, Адлер, Бехтерев, Чиж.

  2. Неврозы, этиология, патогенез, клиника. Патопсихологический синдром невроза, изменение личности при невротическом развитии

  3. Вклад В.Н. Мясищева в развитие неврозологии.

  4. Классификация неврозов по В.Н. Мясищеву.

  5. Принципы психотерапии неврозов по В.Н. Мясищеву.

  6. Позитивная динамическая психотерапия неврозов.

  7. Паническое расстройство: клинические проявления, диагностика, психотерапия.

 «Психотерапия психосоматических расстройств»

(20 часов, в том числе лекции  – 8 ак.ч., практика – 4 ак.ч., самостоятельная работа –8 ак.ч..)

  1. Психосоматика: исторический аспект, предмет изучения современной психосоматики. Концепция кольцевых психосоматических зависимостей: механизмы взаимного влияния психического и соматического.

  2. История развития учения о соотношениях души и тела. Психосоматические расстройства. Специфический и неспецифический подходы к психосоматике. Соотношения психического и соматического при психосоматике.

  3. Диагностика по МКБ-10.

  4. Конверсионная модель Фрейда. Модель Александера. Модель двухэшелонной линии обороны Митчерлиха. Психосоматика как результат нарушения объектных отношений. Психосоматика в Эго-психологии Кохута. Концепция психосоматики Шура. Психосоматика как результат ролевого конфликта Морено. Психосоматика как результат внитрисемейного конфликта.

  5. Психосоматика как результат нарушения системы отношений Мясищева.

  6. Влияние характера на развитие психосоматики (концепция «личностных профилей», концепция алекситимии, концепция поведения типа А, концепция враждебности).

  7. Современные подходы в психосоматике: полифакторные механизмы развития психосоматики.

  8. Психологические механизмы адаптации к болезни. Личностное реагирование клиента на диагноз, болезнь и ее последствия. Психосоматика как источник стресса. Психологические механизмы преодоления стресса психосоматики. Понятие личностного смысла болезни. Концепции внутренней картины и отношения к психосоматике.

  9. Механизмы влияния ближайшего социального окружения (семейных взаимоотношений) на вероятность развития и характер течения психосоматики. Концепция «психосоматической семьи». Влияние психосоматики на функционирование семейной системы. Личностное реагирование членов семьи больного на психосоматику.

  10. Психологические аспекты сердечно-сосудистых расстройств Психологические факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний: роль хронического эмоционального стресса, поведения типа А, враждебности, повышенной потребности в контроле над ситуацией и саморазрушающего поведения («нездорового образа жизни») в формировании предпосылок для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Ишемическая болезнь сердца и гипертоническая болезнь как модели «психосоматических» расстройств. Семантические аспекты заболеваний сердечно-сосудистой системы.

  11. Психологические аспекты заболеваний желудочно-кишечного тракта и пищевого поведения. Психологические факторы риска заболеваний желудочно-кишечного тракта: роль хронического эмоционального стресса, патологических стереотипов пищевого поведения и «нездоровый образ жизни» в формировании предпосылок для развития желудочно-кишечных расстройств. Влияние заболеваний желудочно-кишечного тракта на семейную жизнь и социальное функционирование больных. Варианты дезадаптивного личностного реагирования на болезнь. Нарушения питания в патогенезе заболеваний желудочно-кишечного тракта.

  12. Нервная анорексия, нервная булимия, переедание: психологические аспекты. Психологические аспекты ожирения. Физиологические и психосоциальные механизмы регуляции пищевого поведения. Роль семейного воспитания и социальных стереотипов в формировании дезадаптивных стереотипов питания.

  13. Психологические аспекты боли. Нейрофизиологические и психологические механизмы восприятия боли. Психологические аспекты острой и хронической боли. Остеохондроз, нарушения опорно-двигательного аппарата как модели «психосоматических» расстройств. Психосоматические концепции боли. Влияние хронической боли на семейную жизнь и социальное функционирование больных. Варианты дезадаптивного личностного реагирования на болезнь. Психологические механизмы преодоления боли и психофизиологической саморегуляции. Концепция ограничительного поведения. Психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия при работе с больными с хронической болью: направленность, «мишени», методы.

 «Психотерапия острых и посттравматических стрессовых расстройств»

(24 часа, в том числе лекции – 8 ак.ч., практика – 8 ак.ч., самостоятельная работа –8 ак.ч)

  1. Патоморфоз стрессовых расстройств по Слабинскому.

  2. Патогенез стрессовых расстройств: роль феноменов тревоги и депрессии, нарушений сна, фобий, чувства вины.

  3. ПТСР в МКБ-11 и DSM V: диагностические критерии, классификация.

  4. Классификация реактивных расстройство по Корнетову и их исходы.

  5. Феномен вины: психологический, философский, культурологический аспекты.

  6. Классификация методов психотерапии ПТСР и их эффективность.

  7. Позитивная динамическая психотерапия острых стрессовых расстройств.

  8. Позитивная динамическая психотерапия ПТСР.

  9. 1Принципы организации психологической помощи пострадавших в чрезвычайных ситуациях на разных этапах эвакуации.

  10. Психологические аспекты жизнеопасных и неизлечимых заболеваний. Стадии переживания горя. Понятие тревожной бдительности. Психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия при работе с больными с жизнеопасными заболеваниями. Трансперсональный (духовный) аспект переживания ситуации жизнеопасной, неизлечимой болезни и умирания

«Психотерапия химических и нехимических зависимостей»

(24 часа, в том числе лекции – 12 ак.ч., практика – 4 ак.ч., самостоятельная работа –8 ак.ч)

  1. История формирования научных представлений о зависимостях. Проблема зависимостей в архаичной культуре, в обществе модерна, в обществе постмодерна. Варианты будущего человечества и проблема зависимостей.

  2. Стадии формирования химической зависимости. Психологические мифы – причины начала употребления наркотиков.

  3. Классификация химических зависимостей. Миф о «мягких» наркотиках. Роль каннабиноидов в формировании зависимости от опиатов.

  4. Современные подходы к психотерапии наркотической зависимости.

  5. Различные классификации алкогольной зависимости.

  6. Современные подходы к психотерапии алкогольной зависимости.

  7. Гэмблинг-зависимость – патологическая склонность к азартным играм. Признаки аддиктивного поведения по Короленко-Донских. Диагностические критерии по DSM IV.

  8. Три стадии развития игровой зависимости по Кастеру. Формирование семейной системы созависимости.

  9. Игровой цикл по Зайцеву-Шайдулиной: фазы, особенности поведения. Стратегические и тактические когнитивные ошибки игрока.

  10. Позитивная динамическая психотерапия гэмблинг-зависимости.

Стоимость участия:  45.000 рублей.